Мастер-класс
«Задачи на разрезание на клетчатой бумаге»
В каждом ребенке от природы заложено стремление к знаниям. Но трудности, возникающие при обучении, часто сводят эти желания только к намерениям, а не к весомым результатам.
Задачи курса «Логика» должны не только развивать в младших школьниках наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление, но и активизировать творческое мышление.
Именно активизация творческого мышления поможет нам справиться с последующими практическими заданиями, которые я предлагаю вам провести в форме деловой игры.
Для работы нам нужно объединиться в группы. Лучше всего объединиться в группу учителям, которые работают в одной параллели.
(Объединяются в группы)
Цель нашей работы:
- увидеть результаты своих действий;
- сравнить их с результатами других участников;
- в случаях необходимости скорректировать свое решение.
1. Задание
Теоретически мы повторим виды логических задач, теперь попробуем их решить практически.
Итак, 1 задание
- Каждая группа решает свою логическую задачу;
- Решение нужно спроектировать на лист бумаги;
- После чего участник группы представляет проект и решение задачи
(время – 10 минут) (Задачи 1, 3, 4, 5)
Задача № 1
: 2 * 5 - 13 : 2
10 5 25 12 6
* 2 : 5 + 13 * 2
Задача № 2
8, 6, 9 (ни одной)
0 + 0 +0
Задача № 3
Красный Зеленый Красный или синий
синий красный зеленый
Задача № 4
1) 2 + 3 + 4 = 9 (собрали)
2) 27 : 9 = 3 (ор.) – за 1 гриб
3 * 2 = 6 - І 3 * 3 = 9 – ІІ 3 * 4 = 12 – ІІІ
Задача № 5
1 кувшин = 1 чашка + 7 шариков
4 чашки + 1 кувшин = 5 чашек и 7 шариков
Значит 5 чашей весят столько, сколько 10 шариков
1 чашка – как 2 шарика
1 кувшин – 2 + 7 = 9 (шариков)
Презентация групп
Вывод
Задания № 2
Одной из важнейших целей курса «Логика» является развитие образного мышления и пространственного воображения учащихся. Эта цель в большей степени реализуется во время изучения геометрического материала.
К сожалению, во время практической работы с геометрическими фигурами мы больше внимания уделяем усвоению учащимися определенных графических знаний и умений, рациональному решению геометрических задач, что, безусловно, имеет большое значение во время изучения школьного курса геометрии.
- Но при таком подходе представление детей о геометрических фигурах не будет достаточно крепким, а мышление – логическим.
- Этот недостаток мы можем устранить на уроках «Логики», проявив свой творческий подход к изучению данной темы.
- Эффективным способом является решение специальных заданий на развитие проблемного, визуального и комбинаторного мышления. Одним из таких заданий есть задачи на разрезание.
Мотивировать учащихся можно с помощью короткой исторической справки.
Историческая справка
- Все мы знаем детскую игру «Тетрис». Представьте себе, что эта игра, а именно фигурки, состоящие из четырех квадратиков, есть и чем иным как одним из способов решения задачи на разрезание на клетчатой бумаге.
Сам термин ввел американский математик Соломон Голомб – создатель многочисленных геометрических головоломок.
К ним относятся – домино, тримино, тетрамино, пентамино.
Суть игры в том, чтобы из фигурок разной формы, но состоящих непременно из определенного количества квадратиков, собирать заданные сюжеты или геометрические фигуры.
Так домино – фигура из 2 квадратиков, тримино – 3, тетрамино – 4, пентамино – 5.
Практическая работа
- Пришло время заняться решением задач на разрезание
- Перед вами квадрат. Вспомним его особенности (4 вершины, 4 стороны, 4 угла)
- Этот квадрат, кроме всего прочего, состоит из 16 клеток.
- Разделите этот квадрат прямой на 2 равные фигуры так, чтобы линия разреза шла по сторонам клеток.
- Как можно проверить, что эти фигуры равны? (наложить друг на дружку, количество клеток на правой и левой стороне должно совпадать, раскрасить половины фигуры разным цветом).
- Сейчас попробуем решить эту задачу другим способом – с помощью ломаной.
2 способ (начерти)
- Найдите центр квадрата, отметьте его
- Чтобы правильно решить задачу, нужно проводить ломаную симметрично центру квадрата. Чтобы не сделать ошибку это нужно делать зеркально с двух концов
Например: (показываю)
- Попробуйте решить эту задачу на квадрате побольше.
П.р.: Квадрат 6 х 6 разграфлен на 36 квадратиков. Пользуясь алгоритмом, найдите 6 способов разрезания этого квадрата на 2 равные части.
Ізад. – Члены каждой группы работают индивидуально, проверяют равны ли фигуры способом разрезания.
- Представители от групп записывают свои решения на доске.
- Способы решения не должны повторяться.
ІІ зад. Работа в парах.
- Сейчас я предлагаю вам сыграть в «Пентамино», то есть сложить квадрат из пятиклеточных фигур. У каждого есть конверт с элементами игры. Разложите их и сложите в квадрат.
Подсказка: квадрат 5 х 5.
ІІІ зад. Самостоятельно составить «Пентамино» для команды – соперника.
- Такие задания способствуют умственной и поисково-исследовательской деятельности. К тому же такого вида задачи очень нравятся детям.